Получение некачественного товара, причем неважно, бутылка молока это или престижный автомобиль, должно побудить человека защитить свои права как потребителя, совершив ряд простых действий. При этом важно понимать, что именно понимается под недостатком, наличие которого позволяет отказаться от приобретения. И если он имеет место, нужно пройти определенную процедуру, чтобы вернуть некачественный товар и возвратить свои деньги.

Обнаружен некачественный товар: что следует сделать потребителю

Прежде всего он фиксируется. Лучше всего вскрывать упаковку сразу при продавце, и если что-то не так, сразу сообщить об этом и получить замену. Если же упаковка вскрыта уже не в самом магазине, то обнаруженный недостаток следует без промедления зафиксировать. Нужно сделать две вещи: сфотографировать брак и составить подписанный свидетелями акт.

Вторым шагом должно стать предъявление требования, которым является письменная претензия. Эта мера носит рекомендательный характер, но на самом деле все квалифицированные юристы считают ее необходимой. В зависимости от характера этого требования защищающий права потребителей закон устанавливает различные сроки для того, чтобы оно было удовлетворено.

Так, если потребитель требует вернуть ему деньги полностью или уменьшить стоимость товара, то претензия должна быть рассмотрена за 10 дней, а если он хочет заменить товар, то за 7. Продавец имеет право провести проверку качества в сочетании с экспертизой, и в таком случае срок рассмотрения претензии может составлять до двадцати дней!

Когда потребителю удобнее, чтобы продавец устранил недостатки (читай – провел ремонт), то это должно быть сделано в течение 45 дней, не больше, конкретный срок указывается в письменном соглашении. Однако на практике продавцы или сервисные центры письменное соглашение заключать не спешат и затягивают сроки до максимума. Тут потребителю следует знать, что когда срок не указан письменно, обнаруженный дефект должен быть устранен незамедлительно, в какой-то минимальный объективно необходимый для его устранения срок.

Поскольку закон, определяющий право покупателя на ремонт некачественного товара, имеет достаточно размытые формулировки, то понятие «минимальный срок» в нем оценочное, что в итоге дает продавцу или сервисному центру косвенное право ремонтировать товар фактически до бесконечности. Поэтому, когда брак сдается в ремонт, нужно потребовать письменного указания его сроков.

Закон о защите прав потребителей обязывает продавца принять товар после того, как покупателем было предъявлено соответствующее требование. Продавец имеет право провести качество товара, и если они с покупателем расходятся во мнениях, то за счет продавца проводится экспертиза.

Получение денег за некачественный товар или продолжение спора

После того, как истечет срок рассмотрения претензии, события могут развиваться по одному из двух вариантов. В первом случае требования потребителя удовлетворяются, товар возвращается, он получает деньги. Но что, если продавец отказывает в удовлетворении требований? Что же получается – остается только опустить руки и подарить продавцу свои деньги? Вообще-то нет! Можно и нужно найти юридическую компанию, которая имеет опыт в защите прав потребителей, и обратиться в суд.

Наша общественная организация по защите прав потребителей “Резонанс” готова защитить ваши права, так что кроме возврата уплаченной за некачественный товар денежной суммы суд присуждает в пользу потребителя неустойку, компенсацию морального вреда, убытки, а также штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя и компенсацию всех судебных издержек, связанных с оплатой юридических услуг.